1 сентября ещё далеко… Однако родители будущих первоклассников уже волнуются. Подготовка ребёнка к школе – безусловно, торжественный процесс. Малышу покупают портфель, лучшие ручки, карандаши, новую – школьную – одежду и обувь…
Однако современные папа и мама понимают, что наличие превосходной экипировки не определяет готовность их любимого чада к обучению в школе.
Многие дошкольники умеют читать и писать, смотрят взрослые телевизионные передачи, участвуют в серьёзных разговорах, проявляют не соответствующую возрасту информированность, т.е. производят впечатление очень умных детей, если не сказать, маленьких взрослых.
К сожалению, опыт обучения первоклассников показывает, что передача детям большого объёма информации не является залогом успешного обучения в школе, не делает их способными делать самостоятельные выводы.
Что же определяет готовность ребёнка к школе.
Интеллектуальная готовность – это не информированность и набор знаний, умение читать и писать. Это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление). Это умение дифференцированно воспринимать предметы (например, умение выделить фигуру из фона), воспроизводить образец, развитая речь, а также развитие тонких движений руки и их координации.
В этом возрасте дети много спрашивают. К сожалению, родители часто отмахиваются от надоевших вопросов. Ребёнок должен научиться ориентироваться в окружающей среде и осмысливать полученные сведения. Например, в июньский день вы собираетесь в лес. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с весны. И обязательно выслушайте рассказ, потом похвалите. Так будут накапливаться опыт наблюдения и анализа, расширяться его знания об окружающем мире, совершенствоваться речь.
- «О чём ты разговариваешь с мамой на прогулке?»- спросили мы как-то малыша. Он ответил: «Ни о чём. Она только замечания делает – не ходи, не трогай, не лезь, не бегай». О какой пользе от прогулки здесь может идти речь? В лучшем случае на 1/3 от возможной: свежий воздух да движение.
Помогите своему ребёнку закрепить знания о пространственном расположении предметов, закрепите знание слов справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Играя, проверьте эти знания (например, положите игрушку под подушку, перед лампой и попросите сказать, где она находится)
Кроме того, ребёнок должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший). Для тренировок вовсе не обязательны специальные занятия; их можно вести по ходу обыденной жизни. Так, малыши обычно любят помогать маме на кухне: накрывая на стол, расставляя посуду. Кстати, спросите: что такое посуда, какие предметы являются посудой? Можно потренироваться в определении местоположения какого-либо предмета (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т.п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная, а когда вы сложили её, получился треугольник и т.д.).
Или вы идёте вместе в магазин за молоком. Прекрасный повод рассказать о том, что такое молочные продукты: кефир, творог, сметана и т.д.
Общаясь таким образом с ребёнком, взрослые содействуют развитию его логического мышления. Закрепить новые знания малышу привычнее всего через рисование, лепку, конструирование, аппликацию и т.д. Так ребёнок переживает радость творчества, самовыражается, у него развивается воображение, мелкая моторика рук, он постигает пространственные взаимоотношения между предметами, т.е. всё то, что необходимо для успешного обучения в школе.
Точно координировать движения пальцев, кисти, всей руки помогают рисование, штриховка, раскрашивание (но небольших поверхностей!), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (начинать следует с самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы). В повседневной жизни эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстёгивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании шнурков. И не удивляйтесь, если при приёме в школу у вашего ребёнка спросят, умеет ли он завязывать шнурки…
Кроме интеллектуальной готовности, ребёнок должен быть ещё эмоционально готов идти в школу.
Эмоциональная готовность – это прежде всего умение регулировать своё поведение, достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, т.е. развитая произвольность поведения. К шести годам ребёнок чаще всего не умеет контролировать свои поступки, выполнять правила работы, не может усидеть на месте, соблюдать тишину. Кроме того, у него, «не наигравшегося», не сформирована учебная мотивация. Это возраст считается важным для совершенствования органов чувств. Ребёнок смотрит, но не наблюдает. Он ещё не умеет управлять макро- и микродвижениями глаз, владение которыми делает чтение неутомительным. Ребёнок не умеет ещё слушать себя и других.
- Что необходимо делать, чтобы ребёнок был эмоционально готов к школе?
В первую очередь необходимо учитывать особенности данного возраста. Ребёнок 6 лет не может работать долго. 10-15 минут – вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны именно на такой промежуток времени. Старайтесь избегать укоряющего тона, грубых окриков и таких руководящих указаний, как «Сколько раз повторять тебе одно и то же», «Опять ты делаешь не то… не так…». Не забудьте похвалить ребёнка за правильно выполненную работу, даже если сделано не всё и не совсем так: «Сегодня уже лучше, но вот ты забыл…».
Социальная готовность – это прежде всего желание ребёнка идти в школу и сложившееся у него представление о школе как о привлекательном месте.
Социальная готовность ребёнка начинается дома. Необходимо научить его взаимоотношениям со сверстниками и создать такую обстановку, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу. Для этого чтобы желание возникло и представление сложилось, необходимо соблюдать первое и главное условие – родители в разговорах с ребёнком о школе, в разговорах о школе между собой при ребёнке не должны отзываться о ней негативно. Сейчас часто можно услышать критику образования, школы, учителей. Наши дети не должны слышать такие разговоры из уст главных людей своей жизни – родителей, давайте предоставим критическим замечаниям другое время и место… Уважаемые взрослые, представьте себе: вам необходимо идти на новую работу, а отзывы значимых для вас людей о вашей будущей работе только отрицательные. Так с каким настроением и желанием работать вы пойдете на новое место службы?
Умение ребёнка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться при необходимости – качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Ребёнок должен быть готов к социальной позиции школьника, без которой ему будет трудно, даже если он интеллектуально развит. Дети, не умеющие входить в контакт со сверстниками и учителем, часто учатся неровно, успехи появляются только на тех занятиях, которые им интересны, а остальные задания они выполняют небрежно, наспех. Ещё хуже, если дети совершенно не хотят идти в школу и учиться.
Любой ребёнок, пришедший в школу, будет успешно в ней учиться?
Очевидно это не так. Дело в том, что путь развития каждого ребёнка индивидуален. Кто-то начинает раньше других ходить, но затем долго не говорит, кто-то наоборот, поздно овладевает навыками бега, прыжка, лазания, но зато начинает говорить целыми фразами да ещё и запоминает буквы. Поэтому к школьному возрасту дети приходят с разным багажом опыта – знаниями, умениями, навыками, привычками. Впоследствии каждый из них научится читать и считать. Но к моменту поступления в школу важнее иметь не конкретные сформированные навыки, а некоторый необходимый уровень развития, без которого ребёнок вообще не может успешно учиться в школе. Это тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если не фундамента, которым является сформированность перечисленных компонентов, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счёту, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.